Ивентопедия

Статьи по теме

8 правил успешного публичного выступления

2355

Многие ведущие семинаров, лекций и мастер-классов допускают одни и те же ошибки. В работе с публикой есть общие вещи, мало зависящие от того предмета, о котором вы рассказываете.

1. Подготовка к выступлению

К каждому выступлению необходимо готовиться. Продумайте, какие иллюстративные или раздаточные материалы вам понадобятся. Выясните, какое техническое оснащение в помещении и не нужно ли вам заранее подыскать оборудование, которого нет ни у вас, ни в месте проведения. Если вы арендуете место для вашего мастер-класса, определите, когда и как вы будете оплачивать аренду и принимать от участников оплату, поговорите с теми, кто предоставляет вам помещение: сможете ли вы задержаться в нем после окончания занятия, чтобы пообщаться с участниками? Все это нужно представлять себе заранее.

«Как я готовлюсь к мастер-классам? Прежде всего готовлю материалы и инструменты — они всегда лежат в прозрачных коробках с ручками. У меня есть списки всего, что может понадобиться на разных мастер-классах: я веду занятия по разным техникам миниатюры (работа с эпоксидной смолой, травление и лепка), и наборы существенно отличаются. На мастер-класс я могу собраться за полчаса, а списки помогают ничего не забывать».

Анна Мещерякова, миниатюра

«Когда я только начинала преподавать изготовление цветов из ткани, у меня не было предоплаты. Люди записывались на занятие и позволяли себе не прийти, даже не предупредив, а ведь на их места было много желающих.

Я теряла деньги, а люди, которые хотели получить знания, не могли попасть на занятия. Некоторые приходили, чтобы приятно провести время, поболтать, их не волновал результат, а это очень отвлекало учеников, которые приходили за знаниями.

Тогда я ввела некоторые правила. Во-первых, предоплату. Это дисциплинировало многих учеников и отсеяло несерьезно настроенных людей. А вовторых, я стала требовать выполнения домашних заданий, поскольку только так можно совершенствоваться и действительно чему-то научиться. В результате у меня появилась масса талантливых учеников, которыми я горжусь!»

Алена Абрамова, цветы из ткани

Лучше приехать за день-два до мероприятия и посмотреть на зал самому, но в крайнем случае можно уточнить по телефону. Да и на само выступление полезно приехать заранее, чтобы освоиться в помещении и понаблюдать за аудиторией. Важно, чтобы вы чувствовали себя комфортно и не отвлекались на мелочи. Знаю ситуацию, когда молодая женщина едва не завалила всю презентацию, хотя и отлично знала тему. Почему? Стол стоял довольно высоко на подиуме, а она приехала на выступление в недостаточно длинном платье и волновалась, прилично ли выглядят под столом ее ноги.

Мой первый в жизни семинар в качестве преподавателя начался катастрофически. Я еще не успела сдать экзамены в аспирантуру, как меня поставили в расписание вести семинары по мировой экономике у третьего курса. 1 сентября пришлось на середину недели, поэтому мой семинар был даже до первой лекции по предмету, и я не могла ползанятия спрашивать, что нового студенты узнали из лекции. Мало того, я готовилась к группе в 20–30 человек, однако из-за путаницы с расписанием в мою аудиторию собрали два потока, то есть 150 нахальных студентов-третьекурсников, младше меня года на два-три. Я не робкого десятка, и у меня за спиной были театральная студия и лагеря комсомольского актива. Тем не менее держаться мне помогала единственная мысль — что больше в жизни мне уже ничего не будет страшно.

Спасла же меня одна из рекомендаций, перечисленных ниже (правда, надо учесть, что специфика института отличается от добровольных тренингов и мастер-классов).

Итак, что нужно сделать ведущему, чтобы участники остались довольны и хотели прийти снова.

2. Представиться и рассказать о себе

Здесь важны два момента. Во-первых, вам надо показать участникам, что они могут вам доверять как специалисту. Если вы не представитесь, то половина времени у участников уйдет на то, чтобы мысленно определить, насколько вы профессиональны и насколько к вашим словам стоит прислушиваться. Если вы не можете похвастаться большим опытом и школой, стоящей за вами, расскажите о вашей страсти к предмету, почему вы его любите, за что, что вас побуждает преподавать. (Боюсь, что желание заработать деньги не будет весомым аргументом.)

Во-вторых, представление не стоит превращать в самовосхваление, как бы ни было приятно поговорить о себе, любимом. Аудитории важно: а) увидеть, что вы эксперт; б) понять, что вы обычный дружелюбный человек, — тогда лучше строятся взаимоот               ношения. Последнего можно достичь юмо-ром или добавлением пары забавных деталей из вашей жизни. Рекомендации, как составить правильную презентацию себя, вы найдете в начале части 7. Вопросы, заданные там, помогут выстроить костяк вашей (недлинной!) речи. И прорепетируйте ее заранее, чтобы ничего не упустить, но и не занять слишком много времени.

Важно всегда помнить, что люди платят деньги за то, чтобы вы удовлетворяли их потребности (в знаниях, навыках и т. д.). Если же вы хотите удовлетворять свои потребности в продвижении, построении собственной школы или самопрезентации, не очень корректно требовать у людей оплаты этого.

3. Познакомиться

Люди любят внимание. Даже если ваша память перегружена именами тысячи знакомых, постарайтесь запомнить ваших участников хотя бы на это занятие. Знакомиться можно в начале занятия со всеми (оптимально), либо, если времени не так много, скажите, что познакомитесь со всеми в процессе — и сделайте это. Подходя к каждому помочь, или отвечая на вопрос, или задавая вопрос, спросите: «Как вас зовут?» — и в ответе повторите имя этого человека.

Видели ли вы взрослых людей, слушающих презентацию со вниманием детей, которым рассказывают сказки? Я с таким столкнулась на выступлении Сергея Кушнерева, продюсера программы «Жди меня». Выступавшие до него делали грамотные, качественные презентации, но то, как совершенно затихла аудитория, стоило Сергею Анатольевичу начать рассказ, меня поразило. Встреча проходила за круглым столом. Сергей Анатольевич, назвав себя, по кругу же попросил всех представиться. Когда человек произносил свое имя, Кушнерев делал пометку в блокноте и, глядя в глаза, очень искренне говорил «Очень приятно, Тамара», «Рад познакомиться, Василий» и т. д. Как только человека выделяют из толпы и воспринимают как самостоятельную единицу, индивидуума, это оказывает влияние и на внимание в том числе. Этим Сергей Анатольевич сразу установил контакт с аудиторией, покорив ее.

4. Выяснить, чего участники ожидают, что они уже знают, какой у них опыт и чему именно хотят научиться

На мой взгляд, элементарнейшая вещь, и меня всегда удивляет, когда ее упускают из виду. Да, вам кажется, что вы определили вашу тему в заглавии выступления или мастер-класса. Но люди вкладывают разный смысл в одинаковые слова, не говоря уж о том, что могут банально недопонять вас. Поэтому обязательно надо выяснить, с чем участники пришли, что они знают и умеют и чего они от вас ждут. Иначе вы рискуете говорить слишком просто, или слишком сложно, или вообще не о том.

Иногда достаточно выяснить, занимались ли участники чем-то подобным раньше и много ли они знают о предмете.

Здесь же очень важно понять, на каком языке говорить с участниками. Ранее я упоминала о шаманских семинарах, где разница в уровне ведущих резко сказывалась на спросе и степени удовлетворения участников.

Выясните, чего участники ждут, что уже знают и умеют и чему хотят научиться. Иначе вы рискуете говорить слишком просто, слишком сложно или вообще не о том

Структура выступления

5. Создать структуру (план) выступления

У вашего выступления, мастер-класса, занятия должны быть начало, середина и конец. Лучше, если, составив подробный план, вы его запишете, поскольку это даст возможность проверить его на логику и последовательность. Еще лучше, если во время подготовки к выступлению вы проговорите его с таймером в руках: так вы будете уверены, что уложитесь в отведенное время. И совсем замечательно, если вы рядом с пунктами плана поставите, сколько минут на них отводится, и в аудитории будете поглядывать на часы, чтобы следовать плану.

Важный момент: расскажите участникам о том, какой план вы наметили. Им будет проще и психологически комфортнее следить за тем, что происходит. А в конце выступления сделайте резюме — обобщите, чему вы научили, а участники научились.

5а. Отходить от структуры, если ожидания участников сильно отличны

Структуру создать нужно в любом случае: чтобы спокойно отступать от плана, его надо иметь. Идеально, если вы заранее предусмотрите два-три варианта вашего выступления — в зависимости от уровня подготовки участников.

6. Проверять факты

Как-то я была на семинаре по войлоку одного лектора, к профессионализму которого питала уважение. Правда, ровно до тех пор, пока он не стал пространно рассказывать о том, что в Монголии войлок рыхлый и его приходится простегивать для укрепления. А все это потому, что овец в Монголии не стригут осенью, а весенняя шерсть хуже валяется. Но вот надо та- кому случиться, что незадолго до той лекции я ездила в Монголию. Одной из моих целей было как раз посмотреть монгольский войлок. Он очень плотный, очень грубый и уж точно не стеганый, в конце концов, из него юрты делают. Мало того, ездила я в сентябре и везде встречала грузовики, нагруженные шерстью, — был период осенней стрижки овец.

Это, безусловно, могла быть случайная ошибка лектора. Но меня стал занимать вопрос, а сколько таких ошибок он делает в остальном — в том, чего я не знаю и не могу проверить? Нет ничего хуже, чем потеря доверия.

А если на ошибке поймали вас? Главное — не смущаться и не пытаться оправдываться (или, того хуже, отстаивать свою (не)правоту). Если очевидно, что человек прав, извинитесь, громко поблагодарите его за то, что он научил вас новому, и привлеките внимание ваших слушателей к этому факту.

Можно объяснить, что в любой области всегда есть что-то новое и неизведанное и вы всегда благодарны, когда новое и неизведанное узнаете. Человеку, который вас поправил, будет приятно оказаться в центре внимания, а остальным понравится, как уверенно вы справились с ситуацией. Симпатии будут на вашей стороне, а симпатичному человеку многое прощают.

Кстати, если в вашей лекции или мастер-классе задействованы какие-либо устройства, техника, до занятия надо обязательно проверить ее исправность, даже если за это отвечают другие специалисты. Любая накладка, даже если она случается не по вине преподавателя, отражается на впечатлениях участников.

7. Развлекать историями (можно играми, если уместно)

Самые приятные воспоминания институтских времен у меня от прикладной математики и теории вероятностей — наш профессор чрезвычайно грамотно строил занятия. Наблюдения за ним дали мне больше, чем весь курс педагогики и психологии в аспирантуре. Каждые минут двадцать–тридцать он рассказывал смешную, относящуюся к математике историю или математическую байку. Я до сих пор помню, почему математикам не дают Нобелевские премии и анекдот про «е в степени х», хотя что такое «е в степени х», даже приблизительно не помню. Результат? Я хорошо отношусь к математике. Если мне понадобится ее выучить, я сяду за нее без неудовольствия и страха. И, естественно, при таком подходе учить мне ее будет легче.

Мало того, человек не может сосредоточенно работать над чем-то долго. Переключение внимания, сброс напряжения дают ему необходимый отдых.

Надо учитывать и еще один момент: чаще всего на выступления и мастер-классы в свободное от работы время ходят не только чтобы научиться, но и развлечься. Так что умение ведущего быть, помимо мастера своего дела, массовиком-затейником только способствует его успеху. Мало того, забавные истории добавляют ведущему приятности, а приятному человеку, как я уже говорила, прощают мелкие ошибки.

Чтобы ваши развлекательные истории хорошо воспринимались, они должны отвечать трем требованиям:

■ так или иначе относиться к предмету;

■ не восхвалять ведущего;

■ не унижать других людей.

И, разумеется, надо знать меру: превращать мастер-класс в «весь вечер на арене» — не ваша задача.

Где вам взять такие истории? Собирайте и записывайте в книжечку!

8. Продумать значимое окончание/прощание

Завершение процесса очень важно, подготовьте его заранее. Поблагодарите участников за внимание, похвалите их работы или их прогресс, выслушайте мнение, ответьте на вопросы, выразите надежду на новую встречу (если это уместно), пригласите на свои следующие лекции, семинары и консультации.

Бонус: что делать, если вам задали вопрос, на который вы с ходу не знаете ответа?

Можно выиграть время, переадресовав его задающему: «Прекрасный вопрос. А вы сами что думаете?» Если ответа не получили и сами еще не придумали, задайте вопрос залу: «Кто-нибудь из участников знает ответ на этот вопрос?» Если никто не знает и вам все еще ничего не пришло в голову, улыбнитесь и скажите, что вам не приходилось сталкиваться с этой проблемой, но к следующему занятию вы обязательно ответите. Или скажите, что ответ займет много времени и вы напишете об этом в блоге, на сайте и т. д. Или задайте в качестве домашнего задания. Только в последних трех случаях не забудьте ответить, написать или на следующем занятии проверить (разумеется, предварительно подготовившись).

Главное — держаться уверенно: позволительно не знать чего-либо, если вы сами не делаете из этого проблему.

Что же касается моего первого семинара, меня спас пятый пункт. Я не просто составила подробный план перед занятием, я несколько раз проговорила все вслух, чтобы засечь, сколько времени на что уходит. И это было счастьем. От стресса мои мыслительные способности несколько застопорились, а тут мне не приходилось думать, что сказать в следующий момент. Лекция у меня от зубов отскакивала.

 


Автор: Ада Быковская

Фрагмент книги: Бизнес своими руками.  Как превратить хобби в источник дохода. 2-е издание

Издательство: Альпина Паблишер

http://www.alpinabook.ru/

Оставить комментарий

Комментарии:

Станьте первым кто оставил комментарий к этому материалу.