Ивентопедия

Статьи по теме

Туркменские свадебные традиции

42

Для любой туркменской семьи свадьба – самый значительный праздник. Издревле вступление  в брак сопровождалось множеством всевозможных традиций и обычаев, от соблюдения которых, как считалось, зависит дальнейшая жизнь и счастье молодоженов. 

Туркменская свадьбаСвадебные церемонии проходят в несколько этапов:

  • сватовство
  • свадьба
  • послесвадебные обряды

Туркменская свадьба требует немалых затрат, все родственники  стараются принять участие и оказать материальную помощь. За несколько месяцев до свадебной церемонии на совете родственников, называемом «генеш той» обсуждаются условия проведения и назначается дата, распределяются обязанности и расходы, уточняются все нюансы.

Туркмены свадьбу старались устроить в понедельник, который считался удачным днем – «сэхетли гун».

Изначально браки в Туркменистане заключались только по договоренности между старейшинами родов жениха и невесты. Жених и невеста могли быть еще младенцами, когда их уже засватали.

Глашатаи – «джарчы» оповещали о радостном событии весь аул и близлежащие окрестности.

Туркменское свадебное платье

Важным атрибутом свадебной церемонии является платье невесты.  Для кройки и шитья платья тоже выбирали «удачные» дни, ткань для свадебного наряда получали из дома жениха. Кроила это платье, начав с благославения, уважаемая в ауле женщина, многодетная мать. Оставшиеся лоскуты отдавали подружкам невесты в качестве счастливых талисманов для скорейшего замужества. Платье шили из красной домотканой шелковой ткани "кетене". Красный цвет был любимым и почитаемым у туркмен, люди верили в его магические свойства оберегать человека и во всем помогать в жизни. Платье невесты богато украшалось вышивкой и  большим количеством серебряных и позолоченных украшений, которые своим звоном при ходьбе отгоняли злых духов и выполняли функцию оберегов. Вообще, невесту берегли от злых сил всеми доступными способами: укрывали ее с ног до головы накидками, вплетали в свадебный наряд множество оберегов, от косичек из верблюжьей шерсти до зубов свиньи, украшали руки девушки различными талисманами от сглаза (такой наряд мог весить до 40 кг).

Сватовство

Туркменская свадьбаНаиболее распространѐнной формой у туркмен является брак по сватовству - кафы ачу, его ещѐ называют «брак - покупкой». В этом случае парень засылал сватов в дом невесты. Сватами – кудалар, могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Число сватов обычно было чѐтным. Сватать можно было в день, когда звезды располагали (это мог определить мулла, к которому сваты заходили за одобрением). Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. В дом заходили обязательно с правой ноги. Они начинали разговор на посторонние темы (здоровье семьи, благополучие домашнего скота и т.д.), а уже затем переходили к главной цели своего визита. О цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку это считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространѐнных фраз была следующая: «Бездэ кемеш, сезда - алтын, улары бр кушыйк» (перевод: У нас есть серебро, у вас - золото, давайте  соединим их в одно целое).

В случае согласия родителей девушки, назначался день проведения никах, обговаривали сроки свадебного тоя, размеры калыма и устанавливали келин геим (подарки для невесты). В состав геим входили: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, постельное бельѐ, ковер, занавеси, кумган (кувшин для омовения) и т.д.

Туркменская свадьбаВ свою очередь и девушке собирали приданое, она с малых лет начинала готовить его своими руками, ей могли помогать близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды (12 платьев и к ним специальные вышитые штанишки). В новый семейный очаг молодая приносила в качестве приданого по два ковровых или паласовых чувала, сумки для хранения различного рода домашних вещей, один или два ковра, паласы, кошмы, торбы, подушки,одеяла, туты-чмлдрык (накидка-занавеска) , кухонную утварь. Количество их строго определялось обычаем. Обязательной, главной частью приданого был сундук, в котором девушка хранила свою одежду, украшения.  При переезде в дом мужа молодая жена на всеобщее обозрение выставляла сундук и ковровые изделия,  таким образом гости оценивали мастерство, трудолюбие и вкус девушки. Обряд оценки приданого невесты называется Атгулак.

Другим распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки - кыз огырлу, когда насильно увозили девушку без ее согласия. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и пятница, благоприятным - среда. Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся.  В тот же день родственники парня (трое мужчин) отправлялись к родителям девушки, сообщали о похищении невесты и просили благословения. Украденную девушку посещала енге (тетя-жена брата или дяди), чтобы убедиться в ее согласии. Бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень им не нравился.  Но обычно  родители девушки не возвращали свою дочь, поскольку это считалось позором. 

Обряд никах

Никах - это религиозный обряд заключения брака, мулла читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Никах проводился в доме невесты. На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон.  После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык - коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками.  Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.

После обряда никах  родители жениха и невесты обращались друг к другу куда и кудагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее енге. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие - езне. Атай - так обращался жених к отцу невесты, анай - к еѐ матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: афа и деде. 

Прощание с родным домом

С самого утра в доме невесты царило оживление — здесь готовили девушку к проводам в дом жениха.  Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома прощается с родителями, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песне она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком, что вынуждена покинуть родной очаг.  После прощальной песни енге (сноха) успокаивают девушку (тоже песней), желает ей счастья. 

Бетачар 

Туркменская свадьбаБетачар – обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней «Орайда». В дом отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в национальном наряде и сажают ее за чемылдрык (занавес) на овчину. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят снохи. В «бетачар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор(бахши), характеризуя в стихах родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «гориндир» (подарок «за погляд»). «Бетачар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. После традиционного «бетачар» к невесте подходит свекровь (каинана), целует свою сноху и высказывает ей свои пожелания. Енге невесты угощает всех мясом и сладостями.

Песнопения сопровождали свадебные торжества : начиная с первых стадий сватовства и девичника в доме невесты, хода свадебного кортежа, введения невесты в дом жениха, и на обряде «посвящения в невестки» наутро после свадьбы, после которого проводили ритуал «приветствие невестки». Девушки и молодые женщины исполняли свадебные песни, которые издревле были распространены повсеместно в Туркменистане и носили различное название в разных регионах  «йар-йар»,  «елен», «хай елен». В одних селениях свадебные песни исполняют совсем юные девушки, в других — женщины зрелого возраста, которые мастерски поют их, сопровождая мелодии ударами в бубен. Не менее зрелищны и  танцы — "чапак», «салланма гозел», «хекджебекуш» .

Кроме песенных традиций, особое место в свадебных обрядах принадлежит и специальной накидке невесты — «курте»/ 

Туркменская свадьбаПо традиции свадебную накидку на голову новобрачной накидывала сноха. Вплоть до этой минуты даже мать не могла разрешить сватам забрать невесту из отчего дома.Первая и самая важная функция свадебной накидки — это уберечь новобрачную от сглаза и недобрых чар. С другой стороны, прятать лицо под накидкой — это своего рода уважение к родне жениха. В первые годы замужества молодой полагалось прикрываться яшмаком, общаться со старшими она могла лишь при помощи младших. Она не снимала головной накидки и не раскрывала своего лица вплоть до специального на то разрешения свекра со свекровью. По такому случаю также затевали особое торжество — «иуз горди», с участием родных и близких, в ходе которого невестке преподносили дорогостоящий подарок. Лишь после этого молодая снимала головную накидку, оставаясь при этом в большом платке, прикрываясь яшмаком от старших.

В некоторых селениях голову новобрачной вместо расшитой накидки покрывали большим белым платком — «бюренчек». Белоснежный шелковый платок крепят к лицевой части накидки, красиво укладывая длинную бахрому, полностью закрывающую лицо невесты.

Белый цвет занимает центральное место в туркменских обрядах. Обряд сватовства начинается с подношения матерью будущего жениха белоснежного узелка со сладостями и сахаром. Приданое новобрачной укладывают также в белоснежные чувалы. Белой косынкой подвязывают голову засватанной девы, и отныне она официально признается помолвленной. Прибытие новобрачной в дом жениха приветствовали рассыпанием вокруг горсти белой пшеничной муки, затем её руки окунали в топленое масло и муку, дабы изобильным и радостным был созданный ею семейный очаг.

По традиции молодая преподносила мужу, его родителям и остальным членам семьи подарки: свекру - халат или вышитую тюбетейку, свекрови - головной платок-покрывало. Всем остальным мужчинам, женщинам и детям по тюбетейке, отрезы, платки и другие подарки. Своему мужу она дарила нарядную вышитую тюбетейку.

Обычно, к свадебным торжествам, если они выпадали на осень (конец сбора урожая) или начало весны (перед севом) приурачивались и народные гуляния, сопровождавшиеся конными скачками, игрой в "козлодрание" (овлак чапды) или собачьими боями (алабаи). Среди мужчин на соревнованиях самым желанным призом было выиграть красивый платок. Платок имеет особое значение в Туркменистане. На свадьбу женщины обычно приходят в красивых ярких платках. И подарки новобрачным дарят, предварительно завернув гостинцы в платок. Но и гости, которые пришли с подарком, не уходят с пустыми руками: семьи жениха и невесты также готовят ответные подарки для них, которые также заворачивают в платок.

На следующий день в комнату молодой жены приходили женщины, которые одаривали ее подарками и пытались развлечь. Так продолжалось в течение нескольких дней. 

После всех вышеперечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям.  Караван с невестой состоял из 3-4 верблюдов и сопровождался родителями жениха, завидев которых отец невесты забивал баранов и начинал готовить угощение новым родственникам. Этот обряд выполнялся в разные сроки после свадьбы (от месяца, до года у разных племен) и считался обязательным. Невесту  возвращали к родителям, где она и оставалась ждать выплаты всего калыма новоиспеченным мужем.

Срок пребывания в отчем доме был для невест различным и напрямую зависел от состоятельности жениха. Эта традиция могла быть нарушена, только в случае беременности молодой женщины. Если жених оказывался неспособным уплатить калым, новые родственники могли взять его в качестве батрака в свое хозяйство (гуйч гиев). Поэтому, когда в туркменской семье рождался мальчик, его родители сразу же начинали откладывать деньги для уплаты будущего калыма.

Когда молодой зять окончательно выплачивал калым , его родственники приезжали за невестой. Зятю дарили красный шелковый халат (гырмызы дон), не оставались без подарков и остальные приехавшие.  Обычно после получения красного халата молодой муж, в течение трех дней должен был навещать тестя с тещей (салама бармак), которые по традиции накрывали стол для него. Каждый раз, уходя, зять оставлял на скатерти несколько серебряных монет в знак благодарности. На третий день отец невесты обычно благодарил зятя за внимание. С этого дня приглашения поступали уже от родителей жениха. Эти традиции способствовали укреплению родственных связей между породнившимися семьями.    

Современная свадьба

Теперь  немного о современной туркменской свадьбе. Она празднуется три дня:

Ялан-чельпек – помолвка, окончательное подтверждение свадьбы, выплата калыма и преподнесение подарков невесте;

Чин-чельпек – свадьба в доме невесты, или так называемый «девичник»;

Гелен-алджи-той – третий день свадебного торжества, или «мальчишник», когда невесту увозят  в дом жениха.

Первый официальный визит родни жениха в дом невесты считается началом свадьбы – «ялан- чельпек». В этот день родня жениха дарит подарки, выплачивает калым, а жених преподносит золотые украшения невесте. Сейчас сумма калыма в среднем составляет 1-7 тыс. долларов США. Кроме денег он включает обязательный подарок невесте «ювелирного комплекта», состоящего, как правило,  из не менее чем пяти предметов: цепочки, кулона, сережек, кольца и браслета.  Но калым – это деньги, которые возвращаются обратно в дом жениха в виде приданого. Невеста также должна подготовить подарки для будущей родни. 

Ялан-чельпек иногда может проходить за 2–3 месяца до свадьбы и по этому случаю  режется баран, готовится праздничное угощение.

Второй этап свадьбы "чин-чельпек- девичник"  устраивается, как правило, в «Той-Меканы»,  кафе или ресторане. На «девичнике» гуляет родня невесты, а также ее друзья, со стороны жениха приглашаются только самые близкие родственники – не более 20–30 человек. По мусульманской  традиции мужчины могут сидеть отдельно от женщин, но также женщины и мужчины могут сидеть за столами вместе. Свадебное платье невесты в этот день, как правило, белое и пышное, с фатой. Плечи  часто открыты. Молодожены сидят вдвоем на возвышении ,отдельно от всех . 

Туркменская свадьба«Гелен-алджи-той» – третий день свадьбы.  Невеста с утра  наряжается в национальный костюм, который украшен различными серебряными изделиями с сердоликом. Невесту забирают в дом к жениху в свадебном кортеже, состоящем в среднем  из 5–7 машин.  Также стало модным забирать невесту из родительского дома, как в старину на верблюде. В отличие от прошлых лет, когда на спине верблюда в специально оборудованной будочке («кедбеже») находилась только невеста, теперь жених и невеста едут вместе. В большинстве случаев молодую забирает старшая невестка и жених  на машине, которая украшается бантами, лентами, травой юзерлык - наш адраспан (считается, что она может защитить молодых от сглаза).

Иногда делается специальное украшение для машины в национальном стиле (серебряные и позолоченные украшения с сердоликом или цветным стеклом, украшенные ниточками из шерсти верблюда). Так, помимо национальной атрибутики, на крышу машины очень часто  ставятся обручальные кольца или фигурки голубей. Машины, сопровождающие головную украшаются в основном платками, реже яркими лентами. Платок в Туркменистане является знаком счастья и богатой жизни. В городах практически перестали украшать машины кисточками, коврами или кошмами, специально вытканными для этого случая. Дальше  молодые  едут кататься, возлагают цветы к вечному огню, запускают на счастье голубей,  устраивают фотосессию. 

В «Той-Меканы» приглашаются все родственники жениха и самые близкие члены семьи невесты. За  два дня празднования на свадьбе успевает побывать  2 тыс. человек, как близких, так и дальних родственников, включая друзей родных и просто знакомых семьи.

Туркменская свадьбаВечерний наряд невесты на третий день отличается от «девичника», девушки стараются придать своему костюму как традиционный, так и современный стиль. Белое платье шьется по национальному крою из шелка, реже бархата, украшается вышивкой и серебрянными изделиями  с сердоликом в национальном стиле. На белую фату надевается губпа  (серебряное украшение на голову). Рот девушка прикрывает белым  платочком, что означает ее новый статус замужней женщины. В основном празднование третьего дня ничем не отличается от гуляний на чин-чельпеке. В ресторан также приглашаются тамада, ди-джей, певцы и танцоры,которые развлекают гостей.

Торжество может проходить как в ресторане, так и в доме жениха. В сельской местности большинство свадеб отмечается дома. Традиция справлять свадьбу дома зависит не от количества дохода – это уважение к родительскому дому. В день свадьбы у жениха в доме, как и в прошлом, готовят праздничное блюдо суп-чорба, которое подается, как и прежде, с чуреками и палов (плов).  Также  готовят  ритуальное блюдо «ярма» (каша из пшеничной крупы на мясном бульоне).

По сей день все эти ритуалы и обряды носят  развлекательно-игровой характер и туркменская свадьба сохранила тот неповторимый колорит старинных традиций, который делает ее удивительным, ярким событием.

Оставить комментарий

Комментарии:

Станьте первым кто оставил комментарий к этому материалу.