Ивентопедия

Статьи по теме

Украинские свадебные традиции

249

Украинская свадьбаХроника свадебных традиций и обычаев Украины своими корнями удаляется в дохристианский период.  Украинские брачные ритуалы включают существенную часть язычества.  Невзирая на то, что вера начала свой путь по Руси непосредственно с Киевской Руси более 2-х тыс. лет тому назад, в Украине население настойчиво (и благополучно) противилось воздействию Церкви на брачные ритуалы. Только во 2-ой середине 19 столетия Церкви и стране удалось «прийти к соглашению» - Церковь допустила венчание «в день бракосочетания». (Тут под термином «бракосочетание» больше подразумевают брачный банкет, и все без исключения ритуалы, в соответствии с этим, разделяют на «до свадебные», «брачные» и «послесвадебные»).


Статья о диетах и правильном питании в Блоге Kvent.kz


Само слово «свадьба», по-украински «вясiлля», происходит от старославянского названия празднования солнцестояния «въселiя», который сопутствовался исполнением определенных обычаев, в том числе, свадебных. По этой причине, в дохристианскую эру в период этих дней игрались свадьбы. В случае украинской свадьбы выражение «игрались» возможно воспринимать в буквальном смысле слова —  в них много музыки , мелодичных, берущих за живое, песен, красочных, иногда, необыкновенных костюмов, присвоенных у героев всенародных сказаний. При этом большая часть свадеб игралось в весеннюю пору, когда просыпался мир. С приходом христианства свадьбы начали проводить, в осеннее время уже после завершения сельных трудов и уборки урожая. К тому же весеннее солнцестояние, как правило, доводится в Величайший (Пасхальный) пост, когда согласно духовным законам воспрещаются различные гуляния и вводятся ограничения в пище.

Подметим в отдельности, что так как в свадебных гуляниях алкоголь, как правило «лился речкой», в таком случае в них принимали участие только лишь старшие.  Детвора и в том числе и школьники на эти гуляния никак не допускались.

Сватанье

Иван Львов Отказ в сватовстве, Подношение гарбузаСвадебные ритуалы в Украине, равно как и у абсолютно всех славян, назывались  со сватанья (сватания). Уполномоченные суженого, главы (не забывайте, на Руси — дружки, в Белой Руси — сватЫ) шли к отцу с матерью понравившеюся девушки и в шутливой, иносказательной форме просили отдать дочку замуж. Сама возлюбленная в переговорах участия не принимала, однако обладала возможностью выказать собственное суждение. В случае если возлюбленная была согласна, то делала вид, что она занята стряпней в печи. Если нет, то выносила дружкам тыкву (получило название «дать гарбуза»). Чтобы не переносить такого стыда, главы стремились заранее узнать намерения девушки и её родителей. Данные усилия так и прозывались «выведывания» («вивiдувания»).

В случае если  девушка и ее родители были согласны на брак, то будущая невеста приносила сватам рушники, вышитые собственноручно, а ее родители угощали своих сватов свежим караваем.

Если сваты получали отказ, они могли пойти  сосватать другую понравившуюся девушку, а если отказывали все девушки села, то главы  имели право пойти  в соседнее село и попытаться выполнить свою миссию там. Для лучшей ориентации «иногородних» старост, дома украшались яркими цветами.

Смотрины (оглядини)

Николай Пимоненко Сваты. 1882 г.Спустя пару суток, однако, как правило, не более чем спустя 2 недельки уже после сватанья, с встречным визитом в дом суженого отравлялась делегация со стороны суженой. В её состав входили отец с матерью девушки, находящиеся в законном браке братья с собственными супругами, замужние сестры с супругами. В некоторых случаях к ним присоединялись крестные отец с матерью.  Цель визита — оценить благополучие семьи суженого для того чтобы аргументированно осуществить конечное разрешение о этом, принимать или же нет предложение сватов. В случае если семья жениха «серьезно» была заинтересована в свадьбе, то она пыталась продемонстрировать «товар лицом». Для данного случая,  они могли взять в долг, и показать равно как собственные: коня, повозки, домашнюю посуду, одеяние и т. д. Приём заканчивалась обильным пиром с изобильным питьем. Гостей вознаграждали пирогами. Здесь же, как правило, назначалась дата помолвки.

Помолвка (заручини)

Помолвка (заручини) как правило, совершалась в доме девушки. На помолвку приглашались более именитые гости и будущая родня. Молодые объявляли о собственном стремлении объединить собственные судьбы, а родители благословляли их иконой. Потом молодые обменивались недорогими (дорогими будут обмениваться позднее) кольцами. С этого этапа они становились «официально» женихом и невестой. Разорвать взаимоотношения возможно было только лишь посредством скандала. При этом кроме компенсации понесенных расходов, виновная сторона платила другой стороне компенсацию за причиненный «моральный ущерб». В период помолвки договаривались о времени свадьбы, о «меню», о числе гостей и кого звать «с почетом». Заканчивалась обручение пиром и обоюдным одариванием сватов, хозяев и новобрачных

Самым насыщенным обрядами днем, конечно же, являлся день свадьбы. Число обычаев и их многообразие в зависимости от местности так велико, что рассмотреть их в одной статье невозможно. 

День свадьбы

Василий Васильев Одевание невесты на Украине День свадьбы молодожены начинали раздельно, каждый в своем доме.  У жениха готовили свадебный «поезд» (украшались повозки, лошади, отбирались люди, которые поедут этим поездом (каждый из них выполнял свою роль), собирались всевозможные подарки невесте, ее родителям, гостям, упаковывались печенье, прочие сладости и, как сказали бы теперь, сувениры), готовили каравай, накрывали столы для предстоящих торжеств.

В доме девушки, с раннего утра, начиналось движение. По правилам, в день свадьбы проводилось «расплетание» кос невесты (Расплетины). Иногда косу  отрезали. Расплетины проводили только близкие родственники, чтобы никакая нечисть не касалась невесты до свадьбы. Затем невесте надевали венок как символ чистоты.

До отправления поезда родители (как правило мама) благословляли сына. Мама осыпала его семенем (для благополучия). Сын, при этом, обязан был сидеть на шкуре принесенного в жертву животного (как правило, на вывернутой кожухе) — это был, так называемый, 1-ый Посад. Так же благословляли суженую (также 1-ый Посад). 2-ой Посад проводился в начале свадьбы, когда родители благословляли молодых, сидящих вблизи (как правило также на кожухе). 3-ий Посад, уже после свадьбы, олицетворял переход суженой в статус замужней девушки. На него приглашались родственники и наиболее именитые гости.

После Посада «поезд» с женихом три раза обходил вокруг стола, на котором на рушнике стоял Каравай и горели свечки, и устремлялся в дом суженой.

Каравай выпекали только замужние девушки, которые были счастливы в браке. Весь процесс выпечки сопровождался специальными песнями, а каждый этап благословлялся родителями (обычно матерью). Кроме Каравая выпекали «шишки» (как символ плодородия), которые дарили гостям, и печенье в виде фигур животных. Печеньем угощали детей.

«Поезд», тем временем, ехал к дому суженой. В пути его могли поймать (задержать либо, согласно-украинским, «переймать») друзья невесты, которые требовали выкуп за возможность проезда по дороге. Для того чтобы никак не попасть в разряд скупых, поторговавшись «для вида», приходилось платить. Подобная «перейма» могла встретиться на пути не один раз. Заключительная «перейма» поезда совершалась уже при въезде его во двор дома суженой. У ворот сооружалась импровизированная крепость, и жених с дружками был вынужден одолеть противодействие и «пробиться» к невесте. Защитники как правило яростно противились, однако не долгое время. Изрядно быстро стороны договаривались о величине выкупа. Если у суженой был брат, то требовалось ещё один раз заплатить выкуп. Далее, стороны обменивались караваями, сваты обменивались дарами, молодые исполняли «ритуальный» танец и уже после танца единения семейств начиналось свадебное застолье, сопровождаемое рядом ритуалов, общепринятых и импровизированных. На севере и западе Украины данные ритуалы носили следы животного и растительного мира, а на юге и востоке — земледелия. При этом, ритуалы сопровождались, как правило, дамским пением.

Украинская свадьба 2Вечером жених и невеста готовились к брачной ночи. Невеста надевала новую, белую рубашку, свахи стелили постель, дружки охраняли комнату, в которой будут спать новобрачные. 

Утром осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказывалась честной, то свадьба возобновлялась.  Матери невесты посылали подарки и известие о «счастливом» завершении брачной ночи и благодарили за дочку. Родня невесты приглашалась в дом жениха, где проводилось одаривание молодых. Невеста приносила криничной воды, которой, символично, умывались молодые и гости. В этот день было много «веселий» с переодеванием, пели шутливые песни.

В случае если же девушка оказывалась непорядочной, то на этом, можно сказать, свадьба и заканчивалась. Молодые люди вешали белоснежный флаг на самое высокое дерево, который обозначал девичий позор. Тогда брат девушки обязан был залезать на дерево, чтобы снять данный флаг, но ему всеми способами препятствовали, измывались.

В наше время свадьба — это  ресторанное празднование и кортеж, доставляющий молодоженов и гостей с ЗАГСа в банкетный зал, однако многие возвращаются к так называемым истокам и стремятся отметить это событие в жизни в соответствии с брачным приметам и ритуалам наших бабушек и дедушек.

Вот лишь некоторые из них.

Встреча молодых с караваем

Родители и гости встречают новобрачных из ЗАГСа. Молодые становятся на рушник и им предлагается откусить, без помощи рук, кусок каравая. Кто откусит больший кусок, тот и станет главенствовать в семье. На празднике хлеб ставится на свадебный стол, и вечером, пред тем как все без исключения гости разойдутся, его разрезают на части и раздают абсолютно всем находящимся там. Середина — молодым, «подошва» — музыкантам, остальное — гостям. Девушки, стремящиеся скорее выйти замуж, тут же съедают представленный им кусок. В некоторых случаях взамен раздачи каравая, посетителям раздают испеченные «шишки».

Чоботы

Родные обмазывают тещины ноги грязью и дают зятю отмывать их. Опустившись пред мамой суженой на колени, муж дочери вымывал ноги, а затем обувал ее в новейшие туфли, специально приобретённые к этому дню, и наконец, быстрый танец под боевую песню про «Чоботы вы мои». Таким образом, выражалось почтение к отцу с матерью суженой и собственного семейства «притирка» к новым членам семьи.

Букет невесты

Все встречают молодых, приехавших из ЗАГСа. После «Каравая» и «рюмки дружбы», которую молодые только пригубливают, невеста поворачивается спиной к своим незамужним подружкам и бросает им букет.  Считается, что поймавшая букет подружка будет следующей, кто выйдет замуж.

 


Источник: http://happy7.ru/

Картины по порядку:

Иван Львов Отказ в сватовстве. Подношение гарбуза

Николай Пимоненко Сваты. 1882 г.

Василий Васильев Одевание невесты на Украине 

 

Оставить комментарий

Комментарии:

Станьте первым кто оставил комментарий к этому материалу.